Человеку надо мало… В самом конце весны не стало замечательного художника Миши Пивоварова
В самом конце весны не стало замечательного художника Миши Пивоварова.
В первый день лета мы с ним простились… Закончилась короткая жизнь человека, которого можно было читать, как открытую книгу, по его картинам, написанным в этом весенне-летнем колорите.
Человеку надо мало:
После грома – тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь – одну.
И смерть – одну.
Роберт Рождественский
Пивоварова часто называли вот так коротко – Миша, очень по-детски, он и был такой – большой, добрый, светлый, очень ранимый, как оказалось, с низким порогом чувствительности к непростым перипетиям жизни.
У него не было художественного образования, он окончил Казанский университет, химический факультет, но надо было сразу родиться с тонкой и чувствительной душой, чтобы неизбежно начать выражать себя через творчество и стать художником и поэтом.
Родился Пивоваров в 1971 году в Болгаре. В начале 1990-х занялся живописью (он относил это увлечение к влиянию казанских художников с особым поэтическим миром – Олега Иванова, Татьяны Лярсон и других) и довольно быстро стал известным и узнаваемым. С 2007 года увлёкся также анимацией, работал а мультипликационном проекте «Колыбельные мира» в Москве и на студии «Татармультфильм». Делал анимацию для коллективных выставок «Муха № 2007», «Удар», «Ненужные подробности».
Участвовал в групповых выставка в России и за рубежом (Нидерланды, Канада). Проводил персональные выставки в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Костроме, Дрездене и Берлине.
Одной из последних выставок для Михаила стала групповая экспозиция «Осторожно, дети» в Музее современного искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков летом 2018 года, куда его пригласили из самой институции.
Работы художника находятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственных историко-архитектурных и художественных музеях-заповедниках «Казанский Кремль» и «Остров-град Свияжск», в художественной галерее Зеленодольска, в частных коллекциях России, США, Канады, Греции, Германии, Нидерландов.
Михаил был достаточно хорошо известен за пределами Казани. Он ещё при жизни получил признание, о нём говорили как о творце совсем не местного «разлива», его любили покупать «наши» люди, живущие на разных континентах: тёплые, уютные картины напоминали о доме, о родных и любимых… Внутри его художественного пространства всегда идёт глубоко личный диалог двух-трёх-четырёх персонажей, которые очень душевно и тихо общаются, пытаясь понять, кто они друг для друга, какое место занимают в жизни каждого. Обыденно и немногословно рассказывается история жизни, разных её событий.
Поскольку Михаил не имел художественного образования и не был ограничен академическими рамками, его стилистика тяготела к архаике и простоте, но одновременно выдавала в нём эрудита в области истории искусства, знатока живописи раннего Возрождения (и не только) и вечных библейских сюжетов. На фоне абстрактного отвлечённого пейзажа любили, скорбели, радовались, печалились, смирялись в кротости и боролись жители его глубоко личного пространства. Реальность совмещалась с сюром, разномаштабность фигур выдавала отношение художника к предмету изображения.
Михаил обладал и эрудицией, и витиеватостью слога не только визуального, но и литературного. Так получилось, что мы вместе сделали небольшой текст-аннотацию для художницы Ольги Сушковой, уезжавшей на ПМЖ в Америку. Миша нашёл такие невероятно точные, изящные и великодушные слова своего рода напутствия для Оли, что всем нам верилось – у неё всё должно быть хорошо, ведь она – так талантлива, и Миша так уверен в ней…
Конечно, благость, кротость своего творческого мира художника Миши Пивоварова была иллюзией, в нём кипели нешуточные страсти. В конце 2018 года он пришёл в Музей изобразительных искусств на встречу с кураторами Московского музея современного искусства, принёс свои работ. Ему, известному мастеру, очень хотелось узнать, что о нём думают авторитетные, но всё же посторонние люди. Дождавшись свое очереди, он сообщил, что устраивает перформанс, и, попросил подержать свою картину двух «подельников», разрезал её пополам на головы мужчины и женщины. Совершил символический акт разделения своего творческого «альтер эго», и одна картина превратилась в две отдельные. Для присутствующих это был шок, никто не хотел брать в «подарок» эти две части, только что бывшие единым целым, даже не представляя подтекста этого жеста, публика понимала – это не шутка, это – боль…
А через полгода жизнь Миши Пивоварова завершила свой земной путь, и он ушёл в мир иной, надеюсь, лучший для него. Человеку надо мало…
Ахметова Дина Ирековна – искусствовед Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, лауреат премии Министерства культуры Республики Татарстан имени Баки Урманче.
Журнал «Казань», 7.2019