Гобелен: свежий взгляд на искусство Средневековья
Еще в далекой древности сложные и дорогие в производстве настенные ковры делали акцент на достатке и статусе своего обладателя. Гобелены, а если быть точнее, шпалеры, могли позволить себе только обеспеченные люди: торговцы, профессора престижных университетов или высшие служители церкви.
Однако сегодня гобелен стоит гораздо дешевле некоторых живописных картин современных художников, но в то же время продолжает оставаться прерогативой настоящих ценителей искусства и тех, у кого оригинальный подход к выбору деталей для интерьера. Можно смело сказать, что произведения, созданные в технике гобелен — это новая живопись, а также свежий взгляд на традиционное искусство.
Королевский вид искусства: гобелен, шпалеры, таписсерии
Гобелен — один из самых престижных и дорогих видов декоративно-прикладной техники, который называли «искусством для королей». Первые шпалеры появились еще в Древней Греции. Тканый ковер, по-другому гобелен, создавали вручную из шерсти и шелка. Нередко мастера добавляли в изделие золотые или серебряные нити.
Само слово «гобелен» начали использовать во второй половине XVII столетия, когда братья Жан и Филибер Гобелены открыли в Париже мануфактуру, которая выпускала шпалеры. Их повсеместно использовали в интерьере, украшали ими улицы в праздничные дни или вывешивали с балконов. Шпалеры можно увидеть на картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»: они висят за спинами у Христа и его учеников.
В разных странах тканый ковер называли по-разному. К примеру, в Европе чаще используют слово «таписсерии». Внешне они практически не отличаются от гобелена, разве что на таких текстильных панно обычно изображали фантастических животных, как на византийских тканях, датированных IX-X веками.
В истории известен случай, когда английский художник XIX века Уильям Моррис решил возродить искусство средневековой таписсерии. По ее прототипу он создал целую серию шпалер под названием «Поклонение волхвов». В 1902 году русский коллекционер Сергей Щукин приобрел один мориссовский экземпляр, который сегодня можно увидеть в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Шпалера «Поклонение волхвов». Англия, Мертонское аббатство, 1902
Шерсть. 255 х 379. Из собрания С.И. Щукина. Государственный Эрмитаж.Гобелен в дизайне интерьера
Еще в древности шелковыми и шерстяными шпалерами украшали стены соборов, дворцов, замков и ратушей. В отличие от живописи гобелены сразу придают интерьеру уют и оригинальность. Часто их выбирают для помещений, где не хватает текстиля, или когда дизайнеры прибегают к комбинированию холодных и теплых текстур. К примеру, на натуральных бетонных стенах или стенах с кирпичной кладкой в интерьерах стиля лофт органично смотрятся небольшие ковры с коротким ворсом или ковры-картины — гобелены.
Гобелены вообще — универсальный способ декорирования пространства, а учитывая его стоимость — еще и очень выгодный. Его охотно применяют и в классических интерьерах, и в современных, особенно в минималистических, в которых тканое панно может стать изюминкой всего дома. Как связующее звено, гобелен как бы роднит между собой разные по стилю предметы в помещении. Красные или зеленые акценты на ковре-картине будут органично перекликаться со шторами или подушками таких же оттенков. Нередко гобелен используют и для того, чтобы визуально увеличить пространство. Для этого выбирают полотна с пейзажами с отдаленной линией горизонта.
Мастер современного гобелена
Отличная находка для коллекционеров — гобелены художника Алексея Бандуры. В этой довольно редкой технике он работает уже более 40 лет. Свои произведения Бандура создает из шерсти, льна и шелка, используя ручное ткачество, аппликации и выжигание. В них нет привычных для текстиля узоров или декоративной вышивки: художник использует ткань, как живописец холст. Алексей Бандура создает полотна по мотивам и художественным традициям искусства скифов, древних славян, греков и других народов. Эти работы вошли в серии «Золото скифов» и «Неосуществленные путешествия». Среди них — картины 2006 года «Скифская пектораль» и «Скифское золото», а также более поздние полотна «Троянский конь» и «Каин и Авель».
Используя мягкие пастельные тона для фона и яркое крупное пятно с небольшими композиционными элементами в качестве акцента, работы Бандуры напоминают кадры из киноленты 1986 года «Кин-дза-дза!» советского режиссера Георгия Данелии. Как и герои фильма дядя Вова и Скрипач, персонажи гобеленов Алексея Бандуры тоже оказываются одни посреди огромной песчаной пустыни, как на картинах в стиле символизма «Первые», «Детские игры» и «Возвращение».
Гобелены Бандуры — это также размышления на тему красоты, философии, вопросы взаимодействия Востока и Запада, мужского и женского начала. К таким относятся произведения: «Прощание с Сократом», «Вечная тема», «Dream» и многие другие.
Вдохновением для создания гобеленов для художника также служит малая Родина — Украина. Посвящения родной природе можно увидеть на пейзажах: «Украина. Зима 2014» в стиле абстракционизм или на одной из картин 2020 года «Крым наш».
О художнике:
Алексей Бандура родился в 1952 году в Одесской области. Художественное образование он получил в колледже прикладного искусства имени Василия Шкрибляка в прикарпатском городе Вижница, а спустя почти 30 лет — на факультете дизайна интерьера и дизайна среды в Киевском институте дизайна и моделирования имени Сальвадора Дали. В конце 1970-х годов Бандура переехал в Самару. Он активно участвовал в разных городских экспозициях и ярмарках, а также демонстрировал свои работы на Всесоюзных и Всероссийских выставках в Чебоксарах и Москве. Среди них — международные биеннале текстиля, которые состоялись в Юрмале, Львове, Киеве и Кракове. Всего художник провел 20 персональных выставок в России и на Украине. Сегодня многие его полотна находятся в музеях России и других стран, и каждый год проходит по несколько выставок за рубежом. Сам художник живет и продолжает работать в Самаре.
Перейти к работам Алексея Бандуры