Автор статьи: Ирина Малахова

С чего начать кол­лек­ци­о­ни­ро­вать. Часть 1

У каж­до­го своя ис­то­рия о том, как он при­шел к кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­нию. У од­них — лю­бовь к ис­кус­ст­ву пе­ре­да­лась по на­следст­ву, дру­гие, счи­та­ют кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние вы­год­ным ин­вес­ти­ро­ва­ни­ем. «Арт-мост» де­лит­ся с ва­ми со­ве­та­ми и го­то­вы­ми кей­са­ми для то­го, что­бы вы пра­виль­но на­ча­ли со­би­рать собст­вен­ную кол­лек­цию.

24 дек 2020

Все статьи Часть 2

Павел Третьяков

История великих отечественных коллекционеров начинается с купца и мецената Павла Третьякова, для которого коллекционирование стало не просто делом, а смыслом всей жизни. Первые картины он приобрел, когда ему было 24 года.


Коллекционирование у русских в крови

К коллекционированию в России особое отношение. В XIX веке одни из крупнейших частных собраний мира принадлежали именно русским. Они приобретали совершенно неизвестных авторов, которые олицетворяли новое направление в мировом художественном искусстве.

В конце XIX столетия купцы Щукины собирали фарфор, редкое кавказское оружие, ювелирные изделия и старинные книги. А представителя этой династии, Сергея Щукина и вовсе можно назвать коллекционером-новатором. Именно он привез в Россию революционные полотна импрессионистов, модернистов, а позже и кубистов. Щукин не боялся собирать экспериментальных на тот момент авторов: Анри Матисса, Поля Гогена, Пабло Пикассо.

От Щукина не отставали и коллекции братьев Ивана и Михаила Морозовых, которые собирали произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Мориса Дени и многих других европейских мастеров.

Так начиналась золотая эпоха русского коллекционирования, к которой позже присоединились Исаак Бродский — основу его собрания составили наброски Ильи Репина — в ту пору он уже был самым дорогим художником, а позже и Георгий Костаки — в середине XX века он увлекся русским авангардом и покупал у родственников Александра Родченко, Владимира Татлина, Казимира Малевича их работы.

И сегодня примеров известных русских коллекций немало. Основу собрания нашего соотечественника Игоря Цуканова составляют картины так называемых шестидесятников-нонконформистов, а, к примеру, Роман Абрамович собирает работы модернистов: Альберто Джакометти, Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда и других западных авторов.

Коллекционирование «помолодело»

Стереотип о том, что коллекционирование предметов искусства — привилегия только седовласых богачей, с каждым годом становится менее актуальным. С ростом доступа к международным сайтам об искусстве и другим каналам информации, увеличился и спрос на живопись и графику среди людей, которым не исполнилось и 40 лет. Стремление к самообразованию, огромное количество мастер-классов, лекций и обучающих видео, мотивируют на плодотворную деятельность, в частности, на коллекционирование.


Истории всех начинающих и уже состоявшихся коллекционеров разные, но всех их объединяет одно — люди собирают то, что нравится и что увлекает.


Не каждый в начале своего пути знает, из чего должна состоять его коллекция, но уже интуитивно «тянется» и хочет приобрести то, что находит отклик в его душе. Со временем в коллекциях появляется система: если вначале мы собираем всё подряд, то с возрастом в собрании формируется индивидуальность.

Я определился с идеей — что дальше?

У коллекционирования предметов искусства есть свои тонкости. Кому-то нравится антикварная живопись, кто-то предпочитает скульптуру; одним интересны работы советских авторов, а другим — оригинальные произведения современных художников. Когда вы определились с идеей своей будущей коллекции, в частности, живописи, нужно выбрать следующий фактор, который объединит ваше собрание.

Если вы решили коллекционировать антикварную живопись, то это либо фламандское, либо голландское, либо русское, либо западное искусство XVIII-XIX веков. Если планируете собирать советских художников, то это или картины соцреализма, или сурового стиля, или нонконформизма, так называемого, неофициального искусства. Если все же вам нравятся современные авторы, представители концептуализма, то это либо абстрактные картины, либо работы, выполненные с помощью новых материалов и цифровых технологий.

Коллекционирование — процесс длительный. Каждое из этих направлений в искусстве многогранно и требует определенных знаний. Поэтому первые полгода человек учится и «набивает шишки». Он понимает, что коллекционирование — это тоже работа. Нужно быть готовым посвятить время изучению стратегий коллекционирования, чтобы знать, с чего начинать покупать и лишь через какое-то время найти свою нишу.

Слабые продавать — сильные покупать

Если вы хотите, чтобы картины из вашей коллекции не просто украшали стены дома, а еще и работали на вас, то искусством надо заниматься. Нужно знать, что покупать и, что в будущем можно будет продать. Во-первых, необходимо детально изучить разные периоды творчества того художника, картины которого вы хотите приобрести. Нужно понимать, что ранние работы, в которых сформировался характерный почерк автора, будут стоить, как правило, дороже, чем те, которые он создал в последние годы жизни. Во-вторых, картины средних размеров ценятся больше, чем двухметровые полотна: громоздкие картины сложны в перевозке и страховании.

Если вы все-таки решили коллекционировать не просто для души, покупая всё, что нравится, а с целью инвестирования, в том числе с системой, выбирая определенное художественное направление, то стоит обратить внимание на негласные заповеди экспертов «Арт-мост»:

Заповедь 1

Наиболее ликвидны картины, размер которых 60-100 см

Заповедь 2

Лучше купить одну программную работу, чем 20 этюдов

Заповедь 3

Совершенствуйте коллекцию: слабые работы продавайте, а сильные покупайте

    Оставьте заявку на составление коллекции нашим экспертом.


    Во второй части нашей статьи вы узнаете, где покупать работы, чтобы не приобрести подделки. Что нужно знать об антикварных магазинах и аукционах-дискаунтерах, сколько денег необходимо для старта, а также увидите несколько подборок для начинающего коллекционера из каталога «Арт-мост».