Ира Куб: японки с русской душой

31.10.2024

Несмотря на долгую закрытость страны Восходящего солнца японская культура очень сильно повлияла на европейских художников. Речь не только о Сезанне, Моне, ван Гоге, но и о современных живописцах. Московская художница Ира Куб в своём творчестве проводит параллели с классической гравюрой укиё-Э и с работами знаменитой Яёй Кусамы. В какой-то момент Ира получила почётный эпитет «Русская Кусама». В работах художницы чувствуется тесная связь с искусством Японии.

Кацусика Хокусай

«Большая волна в Канагаве»

(1832-1831)

Ира Куб

«Волна-24»

2024

Ира Куб

«Волна (серия Дискретная классика)»

2024

В 2020 году Ира Куб начала серию стилизованных японских портретов. Сейчас она даже не помнит точно, что привело её к японским гравюрам. Возможно, графическая точность, лаконичность линий и красота стиля.

Ира берёт за основу работы мастеров укиё-Э, один из её любимых авторов – Китагава Утамаро, во многом определивший черты японской гравюры к концу XVIII века. Большая часть искусства Утамаро – погрудные женские лирические портреты. Скупые линии рисунка очень точно передают душевные состояния героинь.

Ира в своём творчестве стремится соединить противоположности: восток и запад, старинное и современное. Графические листы серии японских портретов дополнены элементами сегодняшней жизни и меткими подписями, которые придают особый смысл сюжетам. Что интересно, в начале работы Ира часто не знает финал. Это всегда уравнение с несколькими неизвестными.

Китагава Утамаро

«укиё-Э »

(XVIII век)

Ира Куб

«Японка-айфонка»

2020

Ира Куб

«Японка — Невидимки»

2024

По словам Иры, каждый рисунок – путешествие вглубь себя, попытка понять и разобраться во внутреннем мире. Начинается путь с выбора гравюры дня. Что-то в ней останавливает взгляд, часто, продолжив поиски, художница возвращается к той самой, единственной на сегодня.

Намечается композиция, черты лица, линии рук и тела. Дальше мозг переключается на фон. Методично заполняя лист горошинами, Ира развивает приём Яёй Кусамы с её идеей бесконечности, повторяемости предметов. В процессе работы приходит идея для рисунка, в руки героини вкладываются предметы, созвучные настроению художницы. В тот же момент возникает идея для подписи. Иногда это фразы, стилизованные под хайку, часто ироничные комментарии к сюжету.

Ира Куб

«Под зонтом»

2024

Ира Куб

«Японка — В шляпе и красных сережках»

2020

Ира Куб

«Японка — О, боже»

2024

Серия прервалась в 2021 году, Ира переключилась на картины на холстах больших форматов, но в 2024-м неожиданно вернулась к камерности альбома. Как-то, заметив, что у её героинь появляются предметы из других серий (кстати, внимательный зритель может проследить путешествие предметов из картины в картину), Ира поняла, что в японских портретах ищет ответа на важные внутренние вопросы. Это рисунки-дневники, метафоры, в которых каждый зритель увидит что-то своё. Здесь можно провести параллель с серией работ Today великого японского концептуалиста Он Кавары: один день – одна работа, одни переживания и мысли.

Серия постоянно пополняется новыми кадрами, приобрела своих почитателей. Ира шутит, что японские портреты ассоциируются у неё с детской задачей про бассейн с двумя трубами, по одной из которых вода прибывает, а через другую выливается. Работы разлетаются по своим новым домам, а художница пополняет коллекцию свежими экспонатами.

Узнаваемый авторский стиль, декоративность, женственная мягкость исполнения, метафоричность и философский смысл японской серии делают её интереснейшим объектом коллекционирования. Рисунки прекрасно экспонируются оформленными в рамки с паспарту. Ещё один вариант – принт с рисунками серии. Плакатная манера письма обеспечивает чёткость изображения вне зависимости от размера. А декоративность исполнения делает принты прекрасным украшением современных жилых и офисных интерьеров.

Ира Куб

«Японка — Алая я»

2024

Ира Куб

«Японка — В желтом»

2020

Ира Куб

«Японка — Художник»

2024