Виктор Домашников
«Афон. Иверский монастырь»
Масло, холст. 120 000 р.
Пейзаж многолик. Пейзажисты изображают леса и моря, грозу и радугу, архитектуру городов и даже просторы космоса. Иногда они заглядывают в прошлое, а иногда в будущее. Часто отражают реальность, нередко дают волю фантазии, а порой переносят на холст своё настроение.
Пейзаж в стиле реализм
Детально, красочно, точно, вплоть до травинки, – именно так реалистический пейзаж передаёт красоту окружающего нас мира. При этом художник воспроизводит все образы и детали как они есть, без прикрас, максимально достоверно и правдиво.
Глядя на знакомые образы – кусочек природы, летнее утро в деревне, тёплый вечер на морском побережье или огни большого города – мы словно делаем паузу в повседневной суете, позволяем себе расслабиться, подумать о вечных ценностях и получить заряд энергии.
Самые известные реалистические пейзажи принадлежат кисти таких классиков, как Исаак Левитан, Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Алексей Саврасов, Томас Коул, Фредерик Чёрч и др.
Иван Шишкин
«Корабельная роща»
1898
Иван Айвазовский
«Берег моря»
1861
Фредерик Чёрч
«Вид в Питтсфорде»
1848
На платформе Арт Моста это направление представляют художники Алексей Аникин, Валерий Жужгов, Анатолий Конин, Александр Бакулин, Родион Полозов, Ильгиз Насибуллин и др.
Соцреализм
Особое направление в искусстве. По манере исполнения он близок к импрессионистам, но для него характерны реалистичность изображения, конкретность сюжета, отсутствие метафор, какой-либо образности, символов или абстракций. Цветовая гамма на полотнах светлая, пастельная.
Узнать творение соцреализма несложно. Типичные сюжеты, словно кадры из советских фильмов: заводские труженики за работой, счастливые колхозники на фоне целины, первомайские марши, радостные пионеры, люди на субботниках. Однако, в центре внимания художников оказывались не только идеализированные картины советской жизни. Соцреалисты талантливо и душевно изображали красоту российских просторов и русской глубинки, тепло и празднично передавали атмосферу городов.
Многие города и сёла в их прежнем виде нам уже не увидеть. Они стали прошлым, и только через картину мы можем посмотреть на них, вспомнить или представить, какими они были. Советская живопись в этом смысле – некий мост между поколениями, соединяющий прошлое с настоящим.
Пейзаж в стиле импрессионизм
Это картина в движении, передающая впечатление, что мир на холсте живёт, реки текут, воздух меняется, тени ускользают, и кажется, что через мгновение изображение изменится. В таком пейзаже всегда есть какая-то незавершённость, в итоге мозг сам «додумывает» детали на картине, и таким образом усиливается эффект присутствия.
Зритель видит движение, наполняющее природу, улавливает настроение момента и чувствует особый эмоциональный выплеск.
Многие картины в этом стиле пишутся с натуры, на пленэре. Импрессионисты любят передавать чувство времени суток – последний луч заходящего солнца, рассветные всполохи, игру света и тени в сумерках… Художник прямо здесь и сейчас, в моменте, улавливает состояние природы, прозрачность воздуха, быстро меняющееся освещение, и тут же крупными мазками «кладёт» свои впечатления на холст.
Яркие представители этого стиля: Клод Моне, Альфред Сислей, Константин Коровин и др.
Клод Моне
«Мост Чаринг-Кросс»
1903
Константин Коровин
«Улица на юге Франции»
1923
Альфред Сислей
«Заходящее солнце в Морете»
1892
На Арт Мосте пейзажи в стиле импрессионизм пишут художники Александр Отрошко, Андрей Мишагин, Анна Зимина, Анастасия Маслова, Юлия Меняйлова, Екатерина Солод, Анатолий Анненков и др.
Пейзаж в стиле абстракционизм
В абстрактном пейзаже вы не увидите реалистичного изображения объектов и явлений природы. Вместо привычных образов — цветовые и пластические композиции, художественные эксперименты с формой, цветом, плоскостями и линиями, геометрические построения, точки, пятна… Сюжет на картине еле уловимый, почти скрытый от глаз, но всё же мы понимаем, что это пейзаж.
Художник-абстракционист делится своим личным взглядом на мир, а зритель получает эмоции с помощью свободных ассоциаций.
Картины в этом стиле писали Василий Кандинский, Аристарх Лентулов, Арон Бух и др.
Василий Кандинский
«Набросок ландшафта»
1910
Аристарх Лентулов
«Пейзаж»
1918
Арон Бух
«Старая Москва. Осень»
1997
В каталоге Арт Мост абстрактные пейзажи вы найдёте среди работ Андрея Мунца, Вадима Колобовникова, Михаила Шульпина, Александра Отрошко, Евгении Романовой, Мисака Чолокяна и др.
Пейзаж в стиле концептуализм
Здесь во главе угла стоит идея, вложенная в картину, а способ художественного выражения не так важен. Как правило, концептуальный пейзаж находится на стыке других жанров, например, группового портрета, сюжета или абстракции. Мы видим трансформированную реальность на грани сюрреализма, фантасмагории. И при этом в сюжете всегда присутствует какая-то смысловая нагрузка, символика. Но не в чистом виде, как в символизме, а с глубокой идеей и её проработкой.
Часто концептуальная картина эпатажна и почти всегда «приправлена» иронией или сарказмом.
Концептуальный пейзаж не призван порождать эмоции, главное – вызвать у зрителя желание интеллектуально переосмыслить увиденное на картине, вовлечь его в некую интеллектуальную игру.
Эта редкая разновидность пейзажа представлена на Арт Мосте в творчестве таких художников, как Иван Крюков, Ксения Приданова, Александр Горенштейн, Владимир Терёхин и др.
Многообразие тем сформировало множество поджанров пейзажа. Самые популярные: загородный (природа, горы), городской, сельский, морской, индустриальный.