Море эмоций в маленьком зале. О ретро-выставке четырех

Вера Чайковская (Журнал "Чайка")

13.11.2024

Скучно бывает не только посетителям галерей, но и художникам. Я думаю, что неотвязная скука овладела многими российскими художниками в 60-х, 70-х и особенно в 80-х годах, накануне перестройки. Вот в эти промежутки и проходили три выставки художников «Группы 16» (1969, 1976,1985).

Нет! Не вспоминайте! Ничего не вспомните! Группа ничем особенным не замечательна и уж, конечно, не оставила такого следа в русском искусстве, как знаменитая группа «Тринадцать» в конце 20-х — начале 30-х годов, и тоже с тремя выставками, причем одна — только в каталоге.

Между тем, и в этом случае вспомнить все же есть о чем и в особенности о ком, что и продемонстрировала осенняя маленькая выставка в крошечном помещении в Камергерском переулке, проходившая в новой галерее с названием Арт Мост (Почему-то тире в названии не поставлено, что меня, филолога по первому образованию, несколько смущает).

На выставке опять-таки с «числовым» названием «4/16» организаторы показали работы тех четверых художников из шестнадцати, которым стало как-то особенно бесприютно и скучно среди полностью выдохшегося, ставшего вполне академическим и салонным реализма и новаторского «сурового стиля», который показался им уж слишком суровым, а хотелось поиграть и пошалить, в особенности, оглядываясь на бесконечные «измы» и «арты» западных собратьев.

И в России появились их последователи, художественные оппозиционеры, абстракционисты и соцартисты, будущие участники «бульдозерной» выставки. Однако нашу четверку не привлекали ни бурный идейно, но вялый живописно мистицизм, ни беспредметность, ни словеса и идеи концептуализма вместо живописи. Это были пластически очень одаренные мастера. Виктор Попков — самый известный на тот момент, считался корифеем «сурового стиля», но явно его перерос.

Он пластически разнообразнее и живее. Екатерина Григорьева и Евгений Расторгуев по- разному и в разных пропорциях черпали живость и вдохновение в народном искусстве, лубке, вывеске, росписи на прялках, народных игрушках. Самый сложный путь, пожалуй, у Ильи Табенкина, который от своих прекрасных «натурных» пейзажей и натюрмортов внезапно перешел к гораздо более обобщенным композициям и четкому выстраиванию фантастического пространства, но не утратил «живой» предметности и живых человеческих эмоций.

Все четверо друг друга или хорошо знали и даже дружили (положим, Илья Табенкин и Екатерина Григорьева), или просто высоко оценивали достижения собратьев. Помню, как всегда язвительный, Илья Львович Табенкин с большим пиететом отзывался о Попкове и Расторгуеве.

Есть трагическая история, сохраненная в книге воспоминаний и статей об Илье Табенкине. Екатерина Григорьева вспоминает, как они с Ильей Львовичем не прошли какой-то «худсовет» и зимним декабрьским вечером им выкинули из окна хранилища «зарубленные» худсоветом картины.

Не знаю, как их довезла до дому Катя Григорьева, а маленького, пожилого и насквозь промерзшего Илью Львовича с выброшенной картиной в руках я помню. Его мастерская была на чердаке дома, где я жила, и он, как всегда бывало, зашел ко мне. Он хрипел и задыхался от нездоровья и возмущения. Это была наша последняя встреча. Вскоре он умер.

Удивительно увидеть сейчас на стенах эти картины — словно встречаешь старых друзей. И не надо себя уговаривать, как порой бывает, что это «не так уж плохо». Видно сразу, что это хорошо. Необычайно хорош большой пейзаж Виктора Попкова «Зеленый домик» (1963, б. м.), задающий какой-то светло-отрадный, «проясненный» тон всей выставке. Я до этого видела исключительно живопись художника, хотя учился он на графическом отделении (чем его пытались уколоть недоброжелатели его живописи).

На выставке представлены две очень красивые графические работы и одна работа маслом на бумаге — вот этот самый «Зеленый домик», со сложным, красиво «круглящимся» зимним рельефом и сбоку с таким узнаваемым коричневым деревянным заборчиком и узором темных ветвей на белеющем снежном фоне. Вся композиция увидена откуда-то издалека, словно художник пробрался сквозь сугробы. Один из посетителей узнал в «зеленом» домике «столовку» в Тарусе — излюбленном городке художников. Но работа вовсе не бытовая, а вся — овеянная воздухом и легкими, ускользающими на морозе «зимними» мечтами и впечатлениями.

Екатерина Григорьева в сравнении кажется какой-то тяжеловесной, целиком повернутой к уже тогда «нафталинному» обывательскому ретро — быту. Натюрморты — до полного отсутствия воздуха — уставлены вещами, и даже цветы в вазах кажутся искусственными. («Георгины», 2007, х.м.).

Но вдруг ловишь, как какой-то тайный знак испытанного художницей мгновенья экстаза, пристально-рассеянный взгляд автопортретного персонажа не то на фотографии, не то на картине, не то в зеркале или даже в воспоминании («Натюрморт с белой миской», 1993, х.м.). И все у нее немножко не всерьез, и все как-то алогично, но подмечено без злой иронии, как это бывало у более молодой Натальи Нестеровой, с которой Григорьева запечатлена на одной из фотографий, а словно алогизм входит в небесный замысел и не нам его разгадать.

Почему у витрины с роялями толпится «простецкий» народ? Почему по двору навстречу женщине с раскладушкой идет совершенно раздетая особа? Почему продавщица букета зажала в руке половинку настоящей купюры, как бывало с наклейками настоящих этикеток на тюбиках красок у бурлящего весельем молодого Петра Кончаловского?

А не почему! Просто потому, что художнице так привиделось в какой-то миг общения… ну да, с небесами!

А как смешон, причудлив, красочен и по-своему изыскан Евгений Расторгуев! Если в ранних работах есть еще некоторая монотонная статичность и красочная лапидарность («Дядя Вася с красной балалайкой», 1963, х.м.), то потом автор словно пускается в пляс, изображая призывные вывески рюмочных со смешными игрушечными ангелочками вокруг рюмки ( «Вывеска», 1994, х.м.), или забавных персонажей, напоминающих причудливые тышлеровсие композиции и сюжетом, и сияющей палитрой («Конструкция», пастель,2006, « Мужик с котом», 2009,х.м.).

Ну а Илья Табенкин… Просто вглядитесь в эти открытые и наполненные светом пространства со странными фигурками. Как сияет красный цвет одной из них в сочетании с золотистым фоном («Без названия»,1987, х.м.)! Какое странное послание адресовал нам художник!

Только ничего не надо «расшифровывать», угадывать буквы и слова — как в «Поле чудес». Чудеса есть, но они явлены нашим глазам и нашему сердцу, причем сразу и целиком всей своей благородной простотой и ясностью композиции, сиянием прозрачных красок и затаенной грустью, которую излучают смутно напоминающие людей фигурки, сделанные мастером из папье-маше…

Прекрасная выставка, жаль, что маленькая. Но прекрасного и не бывает много!

Илья Табенкин

«Без названия»

Холст, масло, 1987

Евгений Расторгуев

«Вывеска»

Холст, масло, 1994

Виктор Попков

«Зеленый домик»

Картон, масло, 1963

Выставка продлена до 29 ноября 2024 г.

Каталог Арт Мост: