Недооцененное искусство: акварель

Среди большинства коллекционеров и любителей живописи наибольшим спросом пользуется масляная живопись. Не так популярны, но не менее значимы акварели. Их стоимость порядком ниже однако это не означает, что на создание таких картин уходит меньше времени и сил.

Работы, выполненные в технике акварели писали многие именитые живописцы. Одним из первых отечественных акварелистов был Александр Брюллов. Свои акварели создавали художник Иван Билибин, иллюстратор Леон Бакст и абстракционист Василий Кандинский.

Сегодня акварели возвращают свое законное право стоять на одной ступени с масляной живописью. С легкой руки многих мировых и российских дизайнеров они стали не только популярным предметом в интерьерах, но и любимым видом живописи в собраниях коллекционеров.

Одна из сложных техник в живописи

Акварель — особая живописная техника, при которой используют краски на водной основе. При создании рисунка именно вода растворяет цвета и получаются сотни непохожих друг на друга сложных цветов. Благодаря такому разнообразию палитры у художников получаются неповторимые произведения.

Техника акварели считается одной из наиболее сложных в живописи. Слои красок, разбавленных с водой, которые накладывает художник, очень быстро высыхают, поэтому исправить какие-либо ошибки становится практически невозможно.

Со временем в акварели стали формироваться свои приемы. К примеру, еще в середине XIX века в технике воздушной акварели работал русский портретист Александр Брюллов. Спустя 50 лет легендарный художник Леон Бакст предпочитал акварель масляным полотнам. В этой технике он рисовал не только декорации к спектаклям и эскизы для костюмов к балетным постановкам, но и писал портреты известных личностей эпохи: Александра Бенуа, Вальтера Нувеля, Андрея Белого.

Акварель привлекала и многих художников-абстракционистов. «Первую абстрактную акварель» написал в 1910 году Василий Кандинский. Эта же работа стала самым первым абстрактным произведением мастера, после которого он назвал беспредметность основным принципом своего творчества.

Акварель пользовалась спросом не только у людей искусства, но и смежных профессий. До сегодняшнего дня сохранилось более 40 акварелей писателя Михаила Лермонтова, который рисовал их с раннего детства. Одной из популярных женщин-акварелистов была великая княжна дома Романовых — Ольга Александровна. Она рисовала их на продажу, чтобы на вырученные деньги содержать семью в эмиграции. Сегодня некоторые из ее работ можно увидеть в экспозиции Музеев Московского Кремля. Акварелью занимались и дети императора Николая II. Они писали в основном романтические пейзажи и цветы.

Композиция №12, Николай Кулебакин. Бумага, акварель. 2003 год

Акварель в интерьере

Акварель — это доступная возможность придать своему интерьеру неповторимость и оригинальность. Градация оттенков, а также мягкие и ненавязчивые цветовые переходы в таких картинах создают эффект легкости и уюта. Однако акварельные работы требует особого оформления. Их обязательно нужно размещать на паспарту и под стеклом, так как они боятся попадания прямых солнечных лучей. Для этого можно использовать специальное музейное стекло, которое не создает бликов. Натуральное стекло не только защищает акварель от выгорания, но и придает ей завершенный, элитарный вид.

В последнее время акварели часто добавляют в интерьер не только в виде картин, но и в качестве акварельных принтов, которые можно использовать для штор, подушек, покрывал и другого текстиля. Это не только отличное решение для помещений в Английском стиле и стиле Прованс, но и в домах, которые обустроены в современном стиле Контемпорари.

Разнообразие акварельного декора для дома зависит от стилистики самого рисунка, его формы и палитры оттенков. Если в акварели повторяется пара-тройка цветов, которые уже есть в интерьере, то это верный признак уместности и хорошего вкуса. Акварельные узоры можно по-разному адаптировать к особенностям пространства помещения. Для этого их можно комбинировать с другими фактурами, принтами и даже растениями.

Акварели Николая Кулебакина — доступная живопись для дома

Многие считают, что акварель — камерный вид живописи, но это не всегда так. Существуют разные ее виды, некоторые из них, например, создают на листах бумаги широкого формата. Кроме традиционных жанров, таких как натюрморт и пейзаж, в акварели достаточно развито направление абстракции.

Одним из ярких последователей в стиле абстрактного письма можно назвать художника Николая Кулебакина. В этой технике он работает уже более 50 лет, за что исследователи искусства заслуженно именовали его наследником традиций абстрактного экспрессионизма в живописи. В своих работах Кулебакин виртуозно владеет композицией и цветом. В необычных формах на его рисунках будто зарождается новая жизненная энергия, как например, в ранних акварельных пейзажах в стиле экспрессионизма «Ветреный день» и «После грозы» 1976 года.

Николай Кулебакин — один из немногих отечественных художников, у которого нет прямого повествования про пейзаж, его произведения всегда аллегоричны. Акварель Кулебакина — это не декоративные пейзажи, а картины, которые заставляют человека думать, вдохновляться, погружаться в свои мысли и рассуждать о вечных ценностях. В своих абстракциях и сюжетных картинах он использует сложные цветовые сочетания. Благодаря технике мокрой акварели, которую еще называют английской, получаются причудливые формы, которые хочется постоянно разглядывать. В них каждый видит какие-то свои детали, напоминающие то радужку глаза, то осенний лист или берег моря.

Свою творческую индивидуальность Николай Кулебакин выражает, используя средства беспредметного искусства. С помощью абстрактных форм на своих картинах он передает самые разные эмоции человека — от счастья и радости — до злости и презрения. Это можно увидеть на акварелях 1993 года «Отчий дом, серия Вечность» и «Отпечаток, серия Вечность. Триптих, левая часть», а также в работах 1996 года «Три горы», «Деревья на болоте», «Леший» и «Встреча», объединенных мистической темой.

При создании своих картин Николай Кулебакин в основном работает в технике мокрой акварели, но также он часто пишет и в смешанной технике, в которой прибегает к использованию гуаши, туши и угля, как например в картинах 2000 года «Встреча в пространстве», «Мозаика» и «Скала». В них также можно увидеть сочетание нескольких акварельных приемов: плавных переходов, брызгов и различных выцветаний.

Акварели Николая Кулебакина, в первую очередь, интерьерные. Среди них также есть серия работ в стиле ню, выполненных в смешанной технике с добавлением туши и сангины: «Отдых», «Лунная ночь» и другие. Благодаря пигменту сангины отлично передаются тона обнаженного тела, поэтому написанные ею картины выглядят естественно, но при этом благородно.

В отличие от предметов печатной графики, выпущенных многотысячным тиражом, у каждого есть возможность привнести в своей дом эксклюзив в качестве авторских работ Кулебакина, созданных в единственном экземпляре. Они доступны по цене: стоимость его картин начинается от 20 тысяч рублей.

О художнике:

Живописец и график Николай Кулебакин родился 1945 году в Куйбышевской области. В 1972 году после окончания Пензенского художественного училища он начал работать в Художественном фонде города Куйбышева. С 1995 года Кулебакин стал членом союза художников России, а также Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. Николаю Кулебакину принадлежат монументальные работы в интерьерах Куйбышевского политехнического института, а также ряда зданий в Ноябрьске. Сегодня его картины хранятся в Курганском областном музее, и, кроме того, в частных коллекциях в Москве и Самаре, Германии и Венгрии, Болгарии и Турции, США и Израиле.

Перейти к работам Николая Кулебакина

Автор: Ирина Малахова