Подделки в искусстве: как уберечь себя от сомнительного вложения

Часто отличить оригинал от подделки сложно не только самому покупателю, но и целой команде экспертов, вооруженных необходимым лабораторным оборудованием. Чем выше спрос на искусство в целом и на конкретного художника в частности, тем больше вероятность появления фальсификаций. Как совершить покупку живописи и быть уверенным в ее подлинности?

[slider slider_height=»» image_resize=»true» image_crop=»false» flex_slider_effect=»slide» slider_timeout=»9999″]
[slide title=»Одна из самых знаменитых современных подделок» img_url=»https://art-most.com/wp-content/uploads/2017/07/p1.jpg» link=»»]Картина «Святой Иероним», приписываемая кругу Пармиджанино[/slide]
[slide title=»Пример сертификата подлинности компании ART-MOST» img_url=»https://art-most.com/wp-content/uploads/2017/07/p2.jpg» link=»»][/slide]
[/slider]

Появление подделок уходит глубоко корнями в историю. Это ремесло, которое возникло тысячи лет назад, существует в настоящее время и, скорее всего, будет процветать и в будущем. Недавно, один из самых крупных и уважаемых аукционов по продаже искусства Sotheby’s признался в продаже подделки. В 2012 году более чем за $800 тыс. с молотка ушла картина, приписываемая кругу Пармиджанино. Лабораторией Orion Analytical был проведен анализ картины «Святой Иероним», который показал, что полотно является современной подделкой.

Прежде всего определим понятия «копия» и «подделка». Испокон веков существовало множество работ, созданных начинающими художниками, которые копировали работы своих учителей и мастеров, чтобы научиться также искусно владеть техниками живописи. Такие работы нельзя принимать за подделки, также как и работы, начатые самими художниками и завершенные их учениками. Рубенс и Рембрандт, к примеру, часто обращались к помощи своих ассистентов. Однако, при продаже своих работ начинающие художники преследовали разные цели. Некоторые продавали картины по низкой стоимости как имитации подлинников. Находились и те, кто неплохо наживался на таких произведениях, выдавая их за подлинники. Так, сбывались поддельные работы Микеланджело и Ватто, позже Энди Уорхола и Жана-Мишеля Баскиа, а сейчас – картины Робера Комба и других современных художников. Поэтому, подделкой можно считать копию, выданную за оригинал.

Существует также понятие заимствования. Оно применимо не только в живописи, но и в других творческих направлениях. Однако, заимствование – это лишь работы, написанные (иногда неосознанно) под влиянием работ другого художника или нового модного направления в искусстве. Это неизбежное явление, необходимое для развития искусства.

Итак, какие действия необходимо предпринять, чтобы совершить покупку грамотно и приобрести оригинал?

Барри Гордон, эксперт по аукционам и основатель компании по продаже недвижимости MaxSold, советует прежде всего быть внимательным к деталям и пользоваться при необходимости лупой, проверить, есть ли помимо подписи художника какие-либо штампы галерей, обследовать картину со всех сторон. По мнению Гордона, эти действия могут помочь определить подлинность.

Однако, с сегодняшним уровнем технологий такой довольно поверхностный анализ часто может оказаться ошибочным. За 8 лет работы Научно-исследовательской независимой экспертизой (НИНЭ) им.Третьякова было проверено более 10 000 работ, из которых больше половины оказались фальсификацией.

«Чтобы обезопасить себя, покупатель должен быть уверен в репутации дилера, — говорит Вячеслав Тишин, директор федеральной площадки по продаже искусства Art-most.com, — при покупке живописи, особенно с высокой стоимостью, важно получить сертификат или экспертный анализ работы. Art-most, к примеру, предоставляет по желанию клиента сертификат подлинности, который подписан непосредственно мною, независимым экспертом и самим художником (или родственником художника, в случае, если художник уже умер). Для антикварной живописи мы в обязательном порядке предоставляем сертификат, к которому прилагается провенанс произведения и, самое главное, экспертиза научного института (например, научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря)»

Экспертиза картин обычно проходит в несколько этапов, оставляя фальсификаторам мало шансов на удачу.

Прежде всего проводится анализ под микроскопом, позволяющий рассмотреть мазки и подпись художника, а также мельчайшие частички краски. Если эксперт на данном этапе сомневается в подлинности, краску проверяют на пластичность (краска может сохнуть больше года, мошенники не всегда учитывают этот факт и продают «сырые» работы);

Затем работы подвергаются химическому анализу, позволяющему изучить частицы пигментов в составе красок и определить их природу по оптическим свойствам;

Подделки в искусстве: как уберечь себя от сомнительного вложенияСледующим этапом является использование рентгенофлуоресцентного анализатора, который показывает все неорганические пигменты, входящие в состав краски. «Например, из справочников мы знаем, что титановые белила были изобретены в начале XX века, но в промышленное производство для художников попали только в 20-е годы.

Соответственно, если мы экспертируем Айвазовского и нашли там белила, то эта картина никоим образом не может быть его работой, потому что не совпадает по датам с появлением краски», — рассказывает Александр Попов, административный директор центра НИНЭ им. Третьякова.

Далее проводится исследование в инфракрасном диапазоне излучения. С помощью этого исследования можно увидеть карандашный или угольный рисунок, наброски художника, скрытые от глаз поддельщиков верхним слоем краски;

После этого, с помощью ультрафиолета эксперты смотрят, подвергалась ли картина реставрации;
И, наконец, проводится работа с периодикой, выставочными архивами и электронной базой с информацией о художниках.

Как видно, только профессиональная экспертиза может дать 100% уверенность в подлинности или поддельности произведения искусства. Конечно, такой процесс в некоторых случаях может занять не один день, а то и месяц, но, в конечном счете, даст гарантию на перспективное вложение.

Арина СухачеваАвтор:
Арина Сухачева