Творчество и жизненная философия и Василия Кандинского: 5 наставлений художника

«Технически каждое произведение искусства возникает так же, как и
космос — посредством катастроф. Создание произведения искусства —
это сотворение мира». Василий Кандинский.

Василий Кандинский считается одним из лидеров авангардного искусства и основоположников абстракционизма в живописи в начале XX века. Будучи юристом, искусство было для него лишь хобби вплоть до 30 лет, пока он не увидел картину Моне «Стог сена». Именно после этого он начал основательно изучать живопись (рисование, черчение и анатомию).

Дворянчиков Сергей. Картина: «Привет,  Василий Кандинский»

Жизнь русского мастера — это блестящая карьера художника, гравера, акварелиста и теоретика. Монументальные достижения Кандинского охватывают многие художественные движения первой половины двадцатого века — он был под впечатлением от импрессионистов, постимпрессионистов и фовистов. С его абстрактными формами и смелыми цветами Василий Кандинский был революционером. Ненавидимый нацистами, он не только рисовал, но и учил других художников мыслить нестандартно. Он часто принимал участие в выставках, преподавал художественные классы и публиковал свои идеи по теориям искусства.

Коновалов Роман. Картина: «Линия Кандинского»

Живопись была, прежде всего, глубоко духовной для Кандинского. Он стремился передать глубокую духовность и глубину человеческих эмоций через универсальный визуальный язык абстрактных форм и цветов, которые выходили за рамки культурных и физических  границ. Создание чисто абстрактного стиля Кандинским произошло не внезапно, а скорее впоследсвтвии длительного периода развития и созревания его собственного теоретического анализа, основанного на его личном опыте живописи. Кандинский назвал эту преданность внутренней красоте, глубокое духовное желание внутренней необходимостью, которая была центральным аспектом его искусства. Таким образом, его наследие не ограничивается живописью, но оно также охватывает важные аспекты бытия человека.

Любарт Камилла. Картина: «Натюрморт с привидениями»

Кандинский рассматривал объективное абстрактное искусство не как идеальный визуальный способ выразить «внутреннюю необходимость» художника, а передать универсальные человеческие эмоции и идеи. Для таких художников, как Кандинский, изображение реальности больше не было целью. Русский художник хотел изобразить правду, которую он нашел в людях и отразить этот внутренний мир эмоций на холсте абстрактными цветами и формами.

Харазова Алена. Картина: «Сензухт. Девятое чувство»

Музыка также вдохновила его на создание картин с высокой духовностью, а не визуальной верностью. Кандинский обладал даром синестезии, она же единство чувственного восприятия. В трактате «О духовном в искусстве» (1911) Кандинский провел аналогию между абстрактной живописью и музыкой, отметив, что «музыка была в течение нескольких веков искусством, которое посвятило себя не воспроизведению природных явлений, скорее выражению души художника в музыкальном звучании».

Таким образом, под влиянием христианской теологии, работ Клода Моне, музыки Вагнера и общей теософии Кандинский стал целостным художником и мыслителем, создавшим совершенно новые  концепции в искусстве. Его теоретические работы освещают не только тех, кто посвятил свою жизнь творчеству, но и всех, кто ищет подходящие пути для жизненного исследования.

Трындык Василий. Картина: «Fata morgana»

В результате упорного и длительного самоанализа художника можно выделить пять важнейших уроков бытия и творчества, которые оставил нам Кандинский:

• Жить жизнью, полной цвета
Глубоко духовный художник Кандинский говорил о терапевтических свойствах цвета и понимал два уровня его воздействия на людей. Первый включает в себя эстетическое удовольствие в простом акте наблюдения цвета, а второй соответствует тому, что Кандинский назвал «внутренним резонансом», когда духовное воздействие цвета затрагивает человеческую душу.

Трындык Василий. Картина: «UFO»

• Важно делать перерывы
Будучи исключительно плодовитым и трудолюбивым художником, Кандинский признавал важность отдыха от рабочего процесса. Отступления и перерывы позволяют вам увидеть ваш проект с четкой точки зрения, оценить отдохнувшим умом и завершить его с лучшими результатами. Этот урок можно легко применить к любой сфере жизни.

• Позвольте вашему стилю развиваться
Как было указано выше, достижения Кандинского охватывают почти все основные художественные движения первой половины двадцатого
века. Этот художник знал о преимуществах перехода от одного  эстетического стиля к другому и придавал большое значение художественной и в целом психологической гибкости.

• Доверьтесь силе контраста
Кандинский всегда осознавал силу контраста цвета и формы. Его самая мощная работа всегда основывалась на неявной силе баланса контрастов — это еще один урок бытия, применимый ко многим сферам жизни.

Трындык Василий. Картина: «Past and future»

• Признать важность внутреннего «Я»
Если все мудрые уроки Василия Кандинского можно было бы объединить в один, это была бы «внутренняя необходимость» как баланс между внешним миром и духовным содержанием. Картины Кандинского — чрезвычайно красочные работы, которые не только
отражают эстетическое восприятие, но и полное понимание внутреннего мира художника. Кандинский создал художественный
язык, основанный на символике каждой формы и цвета. Таким образом, здоровый баланс между экстерьером и интерьером, между формой и
содержанием крайне необходим в повседневной жизни. Чтобы лучше проникнуться жизненными уроками Кандинского через
картины в стиле абстракционизм, искренне советую вам оценить и обрести картины нашего гипермаркета.

Комментарий искусствоведа

«О слиянии нескольких видов искусств, таких как музыка и живопись писал в сначала Шопенгауэр, затем немецкий композитор Вагнер.
Когда молодой русский профессор начал видеть музыку, он сказал «я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами бешеные, почти безумные линии, они рисовались передо мной…». В том же 1886 году любовь к искусству побудила Василия Кандинского посетить выставку французских импрессионистов в Москве, где он впервые увидел «Стога сена» Моне. Именно в этот момент тридцатилетний Кандинский внезапно
понял, теперь он знает что ему делать! В декабре того же года он отправился в Мюнхен, где начал обучаться живописи.

Как и многие художники, свой неповторимый художественный язык Василий Кандинский нашел не сразу. В одной из первых работ отчетливо читается Моне и Ван Гог («Мюнхен. Планегг 1» 1901 года). Экспрессионизм Ван Гога читается в нервных линиях, а обилие яркого солнца напоминает нам о пейзажах Моне. Те же ноты легко улавливаются в еще одной Мюнхенской работе 1901 года «Мюнхен. Английский сад». И лишь, в 1911 году после концерта венского композитора Арнольда Шёнберга Кандинский написал свою первую абстрактную работу. За год до этого, в 1910 году
художник приступил к своим «Композициям», и создал настоящую живописную симфонию.

Василий Кандинский сумел понять, что абстракция — это и есть недостающий магический ингредиент который позволяет объединить музыку и живопись. И сделать из картины музыкальную симфонию. Посмотрите внимательно, ведь мы действительно начинаем слышать краски и улавливать звуки в мазках. Очень точно написал один из искусствоведов о работах Кандинского: «Краски словно сталкиваются, гремят как медные тарелки,
жёлтые линии ревут как трубы а чёрный круг в центре плачет словно струнная группа». Именно в 1910-х годах спустя 40 лет после начавшейся революции в искусстве художники добились окончательного разрыва с традициями и ухода в беспредметное искусство.

Кандинский был не только художником, но и теоретиком искусства, прежде всего теоретиком абстрактной живописи и цвета. Его любимые цвета — желтый и синий, он очень интересно описывает их в своих трудах «Динамическая теория цветов» и «О духовном в искусстве». Василий Кандинский был уникальным еще и потому, что он обладал даром изображать музыку через цвет, в психологии это называется «синестезия». Творческий гений Кандинского сложно преувеличить, поэтому 5 сформулированных наставлений художника можно смело применять во всех сферах жизни. Василий
Кандинский своим примером доказал, что нет ничего невозможного, главное слушать зов своего сердца»

Ася Бунджукчу, искусствовед школы Популярного искусства Op_Pop_Art , магистр
искусствоведения, специалист по атрибуции, автор научных статей, член союза
художников России и международной ассоциации искусствоведов AIS.