«Выставка 6 молодых художников». Взгляд через 50 лет. 1970–2020

29.09.2020

«Выставка 6 молодых художников». Взгляд через 50 лет. 1970–2020

Творческие судьбы:
Надир Альмеев
Игорь Башмаков
Евгений Голубцов
Георгий Иванов
Владимир Нестеренко
Рустем Фаттахов

Время проведения: 24 сентября 2020 – 10 ноября 2020
Место проведения: Казанская Ратуша, Галерея «Окно», ул. К. Маркса, 33
Тематика и общая концепция выставки: реконструкция выставки 1970 года и отражение творческих судеб участников выставки, каждый из которых сыграл значимую роль в искусстве Татарстана последней трети ХХ – начала XXI веков.

Галерея «Окно» представляет уникальный проект, посвящённый шести ведущим художникам Татарстана последней трети ХХ – начала XXI веков, каждый из которых сыграл значимую роль в изобразительном и монументально-декоративном искусстве, дизайне интерьеров и городской среды.

Первая часть экспозиции – это реконструкция групповой выставки 1970 года, которая стала первым самостоятельным выступлением для шести недавних студентов Казанского художественного училища. Выставка была развёрнута в фойе Большого концертного зала Казанской государственной консерватории при поддержке её ректора Назиба Жиганова, выдающегося татарского художника Баки Урманче и второго секретаря Обкома комсомола Ильгиза Хайруллина, несмотря на сопротивление руководства местного Союза художников. Выставка отразила наступление нового периода в искусстве – отказ от «сурового стиля» 60-х и переход к более камерному, лиричному и «интеллектуальному» искусству 70-х годов. Молодёжь продемонстрировала новое художественное видение мира, стремление к новым веяниям в искусстве, к передаче своего внутреннего «Я» и собственного отношения к действительности.

Во второй части выставки представлены живописные, графические и скульптурные произведения, созданные участниками выставки в 1960–2000-е годы, выполненные в разных стилях и жанрах, ярко демонстрирующие индивидуальный стиль каждого из них. Это даёт возможность пройти по пути творческого поиска и находок уже признанных Мастеров, каждый из которых оставил свой яркий след в художественной культуре Татарстана.

На выставке зрители увидят фотографии и архивные материалы, отражающие художественную среду Казани 70–80-х годов ХХ века, повлиявшую на творческое становление и развитие участников выставки.

Кураторы выставки: Ольга Улемнова, заслуженный деятель искусств РТ, кандидат искусствоведения; Разиля Ильясова, аспирант (направление: искусствоведение) ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, научный сотрудник ГМИИ РТ
Руководитель: Соучредитель Галереи «ОКНО» Диляра Байчурина
При поддержке Мэрии Казани, Союза художников РТ

Контакты:
Адрес: К. Маркса, 33
Тел: 238-38-57
@okno.gallery
Время работы: ежедневно, кроме пн, с 12 до 19 ч.

После посещения Выставки

   Полвека назад в Казани прошла выставка шести молодых художников, после которой советское «неофициальное» искусство потихоньку стало выходить из тени.
   Напоминанием об этом событии стала экспозиция в Казанской ратуше (галерея «Окно»), где представлены реконструкция выставки 1970 года в сопровождении архивных материалов того времени, а также более зрелые работы тех же шести художников, позволяющие судить о творческой индивидуальности каждого из них.
   Довольно часто художников-семидесятников называют поколением «потерянных», чьи творческие и личные судьбы оказались распятыми между «оттепелью», которую они почти не застали, и тягучим позднесоветским застоем. Вопреки этому мнению, все шестеро участников первой молодёжной выставки в Казани состоялись и в жизни, и в искусстве, стали известными, уважаемыми мастерами (троих, к сожалению, уже нет с нами). Главный «хулиган» и зачинщик выставки Надир Альмеев — выдающийся художник-график, лауреат Тукаевской премии. Игорь Башмаков (1943-2012) — великолепный скульптор по металлу, чьи работы знакомы буквально каждому казанцу.    Это и знаменитые часы на улице Баумана, и там же — «Кот Казанский», «Водяная»… Евгений Голубцов и Владимир Нестеренко не только известные живописцы, но и дизайнеры. На их счету оформление самых модных в 1970-1990-е годы общественных интерьеров (бар «Бегемот», ресторан «Казань» и др.) Проектировщик, художник-монументалист Георгий Иванов (1946-2012) оставил о себе добрую память в Челнах, возглавлял местное отделение Союза художников России. Нашёл применение своему художественному таланту и Рустем Фаттахов (1946-2019), связавший свою жизнь с телевидением. Как художники, они очень разные, и естественно, что их пути то сходились, то расходились. Но каждый, сколько бы выставок ни было у него за плечами, снова и снова возвращался памятью к скромной выставке семидесятого года.
   Она действительно стала поворотной, и не только для молодых нонконформистов, которым претил официальный «суровый стиль» с его выхолощенностью и фальшивой романтикой, но и для всей художественной жизни Казани. После «Выставки шести» уже невозможно было замечать новое молодое искусство, которое олицетворяли собой художники, искавшие в творчестве возможность выразить свой собственный внутренний мир. Ещё недавно на них навешивали ярлыки, заворачивали их работы на выставкомах. А теперь с ними постепенно начали считаться, и за первой молодёжной выставкой последуют и вторая, и третья… И всё это, заметим, за четыре года до знаменитой «бульдозерной» выставки в Москве, которая хоть и была разгромлена, но тоже послужила своеобразным спусковым крючком для некоторых идеологических послаблений, пусть и временных.
   Эти шесть художников не были ни абстракционистами, ни, боже упаси, диссидентами. Всё, что ими двигало, это талант и молодое здоровое честолюбие. Но, скорее всего, и на этот раз ничего бы у них не получилось, если бы не вмешался счастливый случай. И сначала он принял облик ректора Казанской консерватории Назиба Жиганова, который разрешил молодым художникам развесить свои картины в холле Актового зала консерватории.
   Это здание на площади Свободы казанцы хоть и нарекли «стекляшкой», но все знали, что, по сути, это единственное место в городе, где собирается интеллигентная, образованная публика. К слову, первая «персональная» выставка Надира Альмеева состоялась… в кабинете профессора математики Бориса Лукича Лаптева, который заприметил альмеевские гравюры перед концертом в консерватории.
   А Жиганов незадолго до этих событий вернулся из Парижа. Они дружили с отцом Надира — знаменитым тенором Усманом Альмеевым. И придя к нему на день рождения, Назиб Гаязович отозвался о рисунках Надира так: «Тебе в Париж с ними надо…» А когда Альмеев-младший поделился с ним идеей молодёжной выставки, Жиганов неожиданно её поддержал.
   Это сейчас в Казани целых пять союзов художников, а в те годы был всего один, но всемогущий… Без его ведома мышь бы не проскочила, не то что какие-то там «авангардисты». Словом, буквально за несколько часов до открытия выставки комиссия Союза художников потребовала картины снять и всё отменить… Даже горком комсомола был не против! Но «художественное» начальство стояло на своём. И тогда Альмееву хватило смекалки позвать на подмогу человека совершенно иной «весовой категории» и тоже друга семьи. «Почувствовав, что добром это не кончится, я позвонил Баки Идрисовичу Урманче. Он приехал и отстоял нас, — вспоминает Надир Усманович. — Выставка провисела недолго, всего-то две недели, но круги пошли…»
   Трудно не заметить, что юбилейная выставка в Ратуше напрямую коррелируется с открывшейся чуть раньше в Галерее современного искусства экспозицией «Прометей космического века», приуроченной к 80-летию со дня рождения Булата Галеева. Это люди не просто одного круга — одной группы крови. А главное, и «Прометей» Булата Галеева, и «Выставка шести» — маркеры одного и того же времени, заряженного не воинственным противостоянием, а энергией «чистого», пробивающего стены сотворчества. Но понимание того, насколько важным и прорывным было это время для отечественной культуры, приходит только сейчас, пятьдесят лет спустя.

Автор: Ольга Дмитриевна Стрельникова

Пресса о выставке

В Казани открылась выставка в галерее «Окно» Казанской ратуши
В галерее «Окно» Казанской ратуши открылась «Выставка 6 молодых художников. Взгляд через 50 лет. 1970—2020»
Искусство шестерых, прошедшее через полвека
В Казань вернулась выставка «Шести молодых художников»
Крестными выставки были два декана татарской культуры
Выставка шести, или Пятьдесят лет спустя
Урок творческого мужества от художников 60-х
«Выставка 6 молодых художников. Взгляд через 50 лет. 1970—2020» в галерее «Окно»

Художники
История