Юбилейная выставка Алексея Прокопенко
Выставка работ Алексея Андреевича Прокопенко посвящена 50-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности.
Прокопенко А.А. родился в селе Воронцовка Воронежской области в 1926 году. Юность его пришлась на годы Отечественной войны. И Алексей Прокопенко, готовившийся к поступлению в художественное училище, становится в ряды защитников Родины, как и тысячи его сверстников. И был он солдатом до 1952 года. В 1949 году А. Прокопенко стал участником общевойсковой художественной выставки. А.М. Герасимов и Н.Н. Жуков обратили внимание на талант молодого художника.
А. Прокопенко видел Родину в трудные годы войны, человека, совершившего высочайший подвиг, познавшего великие утраты, тревоги и лишения. Неслучайно тема Отечественной войны становится главной в творчестве художника на долгие годы. В 1956 году на республиканской выставке в Москве Прокопенко был представлен картиной «Песня о Родине», в 1959 году на выставке «Советская Россия» экспонировалось его большое полотно «Проводили на фронт». Потом были созданы картины «Поход окончен» (1963 г.), «Солдатская весна» (1963 г.), «Утро Победы» (1963 г.).
А.А. Прокопенко становится постоянным участником всесоюзных, республиканских, зональных выставок.
С 1960 года он член Союза художников СССР.
Его работы находятся во многих музеях страны. Приходит признание. Приезд в Волгоград в 1965 году заставил художника с новой силой обратиться к воплощению военного подвига советского человека. Даже перечень работ, созданных в последние годы, говорит о том, что земля Сталинграда — Волгограда, многострадальная, героическая, возродившаяся, неотступно живет в сознании, творческом воображении художника. Это работы: «К Сталинграду» (1967 г.), «Сталинградский натюрморт» (1967 г.), «2 февраля 1943 года в Сталинграде» (1969 г.), «Илья Каплунов» (1972 г.), «У стен Сталинграда» (1974 г.), «Однополчане» (1974 г.), «Сталинград в огне» (1975 г.) и другие. Почти каждая из этих работ – рассказ о человеке в момент свершения подвига.
Война запечатлелась в сознании художника и как тяжелое испытание, выпавшее на долю женщины. Она давала жизнь земле, защитнику Родины – хлеб, оружие и уверенность в том, что дома все в порядке. Художник помнит, как женщины его села, его мать вспахивали поле на коровах, валили лес, провожали мужей, сыновей на фронт. Он помнит их жизнь, наполненную тяготами и заботами, неутихающими тревогами за страну, за родных на фронте.
Женщине времен Отечественной войны посвящает А.А. Прокопенко картину «Солдатка». Женщина с лицом, полным горести и упорства, с натруженными руками, идет и идет по бесконечному полю, нажимая на рукоятки плуга. Это картина о мужестве и стойкости духа.
А. Прокопенко почти каждую работу пишет долго, создает несколько вариантов, делает множество этюдов.
Около десяти лет отделяют завершение работы над картиной «Тревожная юность» от первоначального ее замысла.
С давних пор жила в душе художника песня А. Белого «Орленок», ее хотелось сделать зримой, чтобы предстали в картине былинно значительные события гражданской войны, чтобы был в картине мальчишка с орлиным сердцем, на чью долю выпало серьезнейшее и опасное дело защиты революции, чтобы романтика – суть юной души – выразилась как характер эпохи. Все это воплотилось в картине «Тревожная юность», созданной к 50-летию комсомола. Работа экспонировалась на республиканской выставке, посвященной юбилею В. И. Ленина, в Ленинграде и там получила признание.
Вытянутая по вертикали форма холста, обобщенный рисунок, отсутствие деталей, красный отблеск огня, легший на все, образ орленка все это создает образ времени, тревожного и героического.
Прокопенко очень много работает, идет навстречу жизни: она вызывает радостное удивление и стремление воплотить все поразившее в своем творчестве. Он часто ездит в колхозы и возвращается оттуда с большим количеством пейзажных и портретных этюдов. Так родилась в 1961 году картина «Бригада работает». Здесь художник немногословен.
…Теплое вспаханное поле, березы, счастливо трепещущие под солнцем, и тут же велосипеды, мотороллеры, нарядная одежда людей, работающих где-то рядом, и зритель понимает, что работают молодые и труд их радостен, и что живут они в достатке, и что земля общая, родная. Картина была хорошо принята в Москве на всесоюзной выставке и получила высокую оценку художественной критики.
На наш взгляд, Прокопенко особенно удаются те произведения, где он, доверяя зрителю, позволяет ему домыслить недосказанное, проявить фантазию, т. е. позволяет быть творцом при восприятии его работ.
К ряду таких картин относится и «Обед готов» (1964 г.). На полевом стане накрытый стол, ожидающий работающих, блеск простой посуды, расставленной в живом ритме, и весенняя земля, и небо – все выливается в рассказ о людях здоровых, любящих землю. Меняются характер работы, роль человека в производстве, а самое главное меняется человек. И это притягивает художника, заставляет думать о сущности человека 70-х годов.
Сейчас художник работает над картиной «Хозяйка Волго-Дона». Идея выражена в названии картины, и на протяжении нескольких лет художник ищет полновесного и образного решения. А рядом с этой работой в мастерской художника стоит множество этюдов, нужных для создания новой картины, которая рассказала бы о красоте и богатстве земли, о вечной смене цветения и плодоношения. И снова Прокопенко обращается к природе, размышляя, изучает ее.
На протяжении всего творческого пути А.А. Прокопенко считает своими учителями жизнь, природу, творчество больших художников, своих современников.
50-летие художник встречает, сознавая возросшую ответственность свою перед искусством и зрителем.
Автор: И.Н. Непокупная.